Уважаемые коллеги и гости учебного заведения Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации!
На протяжении нескольких десятилетий наше учебное заведение развивается, что называется, «в ногу со временем». Мы с гордостью отмечаем, как много высокопрофессиональных специалистов вышли из аудиторий нашего Института и после обучения продолжили более осознанно и компетентно трудиться в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Достигнутые успехи – это в первую очередь Ваша заслуга и результат Вашего труда, вложенных душевных сил в развитие Института, результат плодотворной работы преподавателей и слушателей.
Мы рады представить наш виртуальный музей, который, как и сам Институт, тоже можно назвать нашим с вами общим делом.
Автор проекта «Виртуальный музей»
Оксана Николаевна Владимирова
✫ Александру Николаевичу Бровину,
✫ Татьяне Феоктистовне Мурзиной,
✫ Ольге Владимировой Макаровой,
✫ Вере Семеновне Спиридоновой,
✫ Нике Германовне Травниковой,
✫ региональным службам МСЭ

— ординатуру по основным врачебным специальностям — терапии, хирургии, неврологии, психиатрии, педиатрии, травматологии-ортопедии, онкологии с основами МСЭ для выпускников медицинских вузов;
— ординатуру по специальности «медико-социальная экспертиза»;
— аспирантуру по направлениям «клиническая медицина» и «медико-профилактическое дело», в том числе специальности «медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация», «общественное здоровье и здравоохранение»;
— дополнительное профессиональное образование, в том числе профессиональная переподготовку по специальностям «медико-социальная экспертиза», «рефлексотерапия» и др., требующим дополнительной подготовки в объеме более 500 учебных часов;
— повышение квалификации руководителей, врачей и других специалистов (психологов, специалистов по социальной работе, медицинских сестер, техников-протезистов и др.), работающих в учреждениях МСЭ, реабилитации и социального обслуживания инвалидов, на протезно-ортопедических предприятиях – на циклах в объеме 144 учебных часов по актуальным и избранным вопросам основной врачебной специальности, специальности «медико-социальная экспертиза», а также вопросам медико-социального обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях социальной защиты населения, медицинским и техническим вопросам протезирования;
— информационные семинары по освоению врачами и иными специалистами новых подходов и методов работы по специальностям;
— курсы по основам оказания первой помощи для специалистов учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, служб медико-социальной экспертизы, реабилитационных центров, общественных организаций.Сегодня в СПбИУВЭКе преподают высококвалифицированные специалисты по клиническим специальностям и вопросам МСЭ, 70% из них – доктора и кандидаты медицинских наук. Сотрудниками Института ежегодно публикуется более 150 новейших научных разработок, в том числе в 40 авторитетных рецензируемых журналах, издается более 20 учебно-методических пособий и монографий по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации, в том числе справочники по медико-социальной экспертизе и реабилитации. За 60-летний период деятельности СПбИУВЭКа в нем прошли подготовку и повысили квалификацию более 40 тысяч слушателей, основную часть которых составили врачи и специалисты учреждений МСЭ.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и с учетом внедрения процедуры аккредитации специалистов, утвержденной приказом Минздрава России от 21.12.2018 года № 898н, ординаторы и выпускники циклов профессиональной переподготовки по клиническим специальностям проходят на базе Института процедуру первичной специализированной аккредитации.
В СПбИУВЭКе организованы симуляционный и компьютерный классы, помещение и оборудование которых позволяют обеспечивать аккредитационную процедуру, в том числе по специальности «медико-социальная экспертиза». В 2020 году аккредитацию по данной специальности прошли более 400 врачей. В симуляционном центре имеется необходимое количество станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) к первичной специализированной аккредитации в соответствии с типовым паспортом специальности для ординаторов и слушателей циклов профессиональной переподготовки (терапия, неврология, педиатрия, онкология, хирургия, травматология и ортопедия, психиатрия, медико-социальная экспертиза, организация здравоохранения и общественное здоровье. Проводится инструктаж и подготовка вк второму этапу с лицами, претендующими на прохождение аккредитации специалистов (ознакомление с их порядком и особенностями процедуры аккредитации). Так, в перечень станций ОСКЭ при первичной специализированной аккредитации по специальности «медико-социальная экспертиза» входит — «Базовая сердечно-легочная реанимация взрослых».
С 2012 года в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ стала использоваться единая автоматизированная информационная система по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ), утверждённая приказом Федерального медико-биологического агентства от 25.06.2012 № 167. С 2014 года эта система стала использоваться во всех ФКУ МСЭ, в том числе для совершенствования межведомственного взаимодействия с использованием портала Госуслуг. С учетом необходимости формирования компетенций врачами МСЭ в соответствии с Национальным стандартов РФ «Медико-социальная экспертиза» (ГОСТ Р 58260-2018 Медико-социальная экспертиза) с 2020 года в Институте был разработан учебно-методических комплекс по теме ЕАВИИАС МСЭ и стали проводиться занятия со слушателями.
В 2022 году в Институте была организована деятельность аккредитационных комиссий по специальности «медико-социальная экспертиза», первичную специализированную аккредитацию успешно прошли и получили право работать по специальности врач — медико-социальный эксперт 320 человек.
Институт становится площадкой для встречи экспертов-наставников и слушателей, ординаторов, студентов в новых форматах. С целью оперативного и качественного обеспечения слушателей института необходимой информацией в институте работает научная библиотека с читальным залом на 14 мест, в том числе 5 мест, которые оснащены персональными компьютерами. Пространство библиотеки включает в себя Центр профессионального развития, который призван решать следующие задачи:
• Коворкинг – пространства для рабочего общения, мастер-классов;
• Международная школа врачей-экспертов – новые связи, партнёры, телемосты, онлайн общение, международные проекты;
• Современная цифровая платформа – виртуальный музей, онлайн выставки, онлайн встречи.
Основными структурными подразделениями Института являются 2 факультета, которые в свою очередь разделены на 9 кафедр. О них Вы можете прочитать в разделе «Факультеты».
В 2020 году на базе Института начал действовать Федеральный ресурсный (информационно-методический) центр по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, среди задач которого – разработка методологии совершенствования системы формирования доступной среды и подготовка специалистов по данному вопросу.
В 2022 году ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России получил государственное задание на обучение специалистов по комплексной реабилитации в объёме 288000 человеко-часов. Были разработаны 10 программ повышения квалификации по актуальным вопросам комплексной реабилитации, сопровождаемого проживания и ранней помощи, обучение реализовано с использованием дистанционных образовательных технологий. Всего обучено 3020 слушателей, специалистов медико-социальной экспертизы, так и специалистов органов и учреждений социальной защиты, в том числе и на выездных циклах в Республике Коми, Республике Татарстан, Алтайском крае, Иркутской и Самарской областях. Проект по реализации «Концепции комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» планируется проводить институтом в течение трех лет.
Отдельным направлением деятельности Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения с 2022 года является реализация пилотного проекта по разработке системных решений в сфере обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, включающий вопросы по распространению лучших региональных практик обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, для дальнейшего развития и широкого распространения с участием четырёх пилотных субъектов Российской Федерации.
Общее руководство организацией научных исследований и контроль над их выполнением осуществляет ректор института, доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-социальной и психологической помощи ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России Оксана Николаевна Владимирова.
*** Оксана Николаевна Владимирова (12.04.1973) в 1996 году окончила Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию имени И. И. Мечникова по специальности «лечебное дело». В 1999 году начала свою профессиональную деятельность в Санкт-Петербургском научно-практическом институте экспертизы труда инвалидов в должности младшего научного сотрудника под руководством профессора Шестакова В.П. С 2001 по 2017 год работала в Санкт-Петербургском институте усовершенствования врачей-экспертов в должностях старшего преподавателя, доцента, ученого секретаря под руководством профессора Шостка Г.Д., профессора Коробова М.В., профессора Помникова В.Г. В 2009 году Высшей аттестационной комиссией РФ ей было присвоено ученое звание доцента. С 2017 по 2021 год она руководила научным направлением в Институте реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г. А. Альбрехта Минтруда России. Оксана Николаевна Владимирова является экспертом в области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, сопровождаемого проживания и занятости, доступной среды маломобильных групп населения. На протяжении 20 лет профессиональная деятельность связана с научной и педагогической работой в сфере медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, разработкой методологических основ доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп инвалидности, мониторингом соблюдения прав инвалидов, сопровождаемым проживанием, управлением и экспертным сопровождением инновационных проектов в социальной сфере, организацией деятельности.***
Актуальность научно-исследовательской работы (НИР) ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России обусловлена необходимостью совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации лиц с разными стартовыми возможностями. 2022 год стал начальным этапом научно-исследовательской работы в рамках государственного задания институту по теме: «Разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию системы подготовки кадров для социальной реабилитации и абилитации инвалидов». Руководитель – доктор медицинских наук, профессор О.Н. Владимирова. Цель работы – разработать организационно-правовую и научно-методическую основу по совершенствованию системы подготовки руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ресурсных методических центров, учреждений, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги.
На площадке ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России проводится ежегодная международная научно-практическая конференция молодых учёных «Инновации в диагностике, лечении, медико-социальной экспертизе, реабилитации: взгляд молодёжи» (при информационной, практической и финансовой поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Таким образом, исходя из требований нового времени, изменений на рынке труда, профессорско-преподавательский состав проводит активную научно-практическую работу в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях медико-социальной экспертизы Санкт-Петербурга и других регионов России, направленную на повышение качества медицинского обслуживания, медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации, что положительно влияет на научно-методический уровень преподавания в институте и раздвигает рамки научных перспектив деятельности Института.
Перечисленные формы постдипломного образования реализуются в полном объеме на договорной основе Института с главными бюро МСЭ субъектов Российской Федерации, другими учреждениями и предприятиями социальной сферы и здравоохранения, в среднем 120-130 циклах обучения.
Наряду с подготовкой кадров Институт вносит свой вклад в развитие научных и методологических вопросов медико-социальной экспертизы, реабилитации, протезирования и медико-социального обслуживания населения. За годы существования Института профессорско-преподавательским составом выполнено более 150 научно-исследовательских тем в рамках планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерств и ведомств, являющихся учредителями Института, федеральных и региональных целевых программ, а также планов НИР Института, востребованных учреждениями социальной сферы. По их результатам выпущено 8 сборников научных работ, подготовлено и защищено более 90 диссертаций, в том числе 19 докторских. Сотрудниками Института опубликовано 52 монографии, 35 руководств и учебников, более 300 учебных и учебно-методических пособий, 112 обзорных и экспресс-информаций, 86 методических рекомендаций, а также более 1700 статей и более 3000 тезисов докладов в материалах национальных и международных конгрессов, съездов и конференций, на которых ими сделано более 980 научных докладов.
С целью реализации приказов Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 года № 210н и от 7 июля 2009 года № 415н в 2010 году была проведена большая работа по совершенствованию ранее действующей в Институте системы постдипломного образования врачей и специалистов учреждений МСЭ. В учебно-производственный план были введены 10 новых циклов профессиональной переподготовки и 47 циклов повышения квалификации врачей и специалистов учреждений МСЭ по специальности «медико-социальная экспертиза». Ряд циклов был перепрофилирован таким образом, чтобы после их окончания слушатели могли получить и основную специальность, и специальность «медико-социальная экспертиза».
К 2010 году Аттестационной комиссией аттестовано более 10 тысяч врачей и специалистов, подавляющую часть которых составляют врачи и специалисты учреждений МСЭ. С 2012 года в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ стала использоваться единая автоматизированная информационная система по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ), утверждённая приказом Федерального медико-биологического агентства от 25.06.2012 № 167. С 2014 года эта система стала использоваться во всех ФКУ МСЭ, в том числе для совершенствования межведомственного взаимодействия с использованием портала Госуслуг.
С 2012 года Институт возглавил доктор медицинских наук, профессор Помников Виктор Григорьевич.
Помников Виктор Григорьевич (01.04.1951), доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, медико-социальной экспертизы и реабилитации.
Доктор медицинских наук (1996), профессор (1998), проректор СПбИУВЭКа с 1997 по 2012 годы, ректор СПбИУВЭКа с 2012 по 2021 годы, ассистент, доцент (1982-1996 годы), профессор кафедры неврологии, МСЭ и реабилитации СПбИУВЭКа с 1997 по 2001 годы, заведующий кафедрой с 2001 по настоящее время, отличник здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации. Член Президиума правления Российского общества неврологов с 2005 года, председатель Ассоциации специалистов по МСЭ и реабилитации с 2017 года, автор и соавтор более 800 работ по актуальным вопросам экспертной неврологии и смежных дисциплин. Руководитель и исполнитель ряда научных работ, выполненных по заданию Правительства Российской Федерации.
Под руководством профессора В.Г. Помникова защищено более 30 диссертационных работ по различным разделам неврологии, кардио-неврологии и медико-социальной экспертизы и создана неврологическая школа (2022г.) в СПбИУВЭКе. Являясь учеником профессора А.Ю. Макарова, он продолжил исследования, касающиеся актуальных вопросов клинической и экспертной неврологии. Под его руководством и при его участии вышел в свет справочник по МСЭ и реабилитации, выдержавший 5 изданий и используемый службой МСЭ России и ближайшего зарубежья, в 2023 году под его руководством силами сотрудников кафедры неврологии, МСЭ и реабилитации опубликовано 2-х томное руководство для врачей по клинико-экспертной неврологии. В течение многих лет кафедра, возглавляемая им и институт с честью выполняли государственные задания по подготовке кадров для системы МСЭ и реабилитации России.

В начале 2000-х годов особенно актуальным становится совершенствование учебного процесса в связи с изменениями нормативной правовой базы в области социальной защиты населения. Курс Правительства РФ, взятый на повышение эффективности мероприятий по реабилитации инвалидов в соответствии в утвержденным в 2004 году «Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», вызвал необходимость в пересмотре преподавания вопросов, прежде всего, связанных с определением медицинских и социальных показаний к обеспечению инвалидов мерами и средствами реабилитации. С этой целью в учебных планах и программах было увеличено число учебных часов, предназначенных для повышения квалификации специалистов учреждений МСЭ в решении данных вопросов.Важным событием стало получение Институтом в 2001 году в полное оперативное управление здания на Большом Сампсониевской проспекте дом 11/12, в котором и до сегодняшнего дня размещаются учебные подразделения и административно-хозяйственные службы.
В 2000-е годы неуклонно увеличивалось число слушателей, обучающихся в Институте: учебно-производственный план в 2000 году составлял 1000 слушателей, с 2005 года – 1500 слушателей. С 2005 по 2010 год в Институте прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации пости 8 тысяч руководителей и врачей-специалистов учреждений социальной защиты населения (в среднем 150 человек в год).
Большая работа проводилась по организации выездных циклов повышения квалификации, особенно в отдаленные районы страны. С 2005 по 2010 годы было проведено 43 таких цикла, на которых обучалось 1670 слушателей.
Научные достижения в области клинической медицины, а также опыт и практика, накопленные службой МСЭ, были обобщены и нашли свое отражение в подготовленном профессорско-преподавательским составом Института «Справочнике по медико-социальной экспертизе и реабилитации» под редакцией члена-корреспондента РАЕН, профессора М.В, Коробова, профессора В.Г. Помникова (Издательство «Гиппократ», 2003 г., 700 с., тираж 2000 экз.), который быстро разошелся среди врачей учреждений МСЭ и здравоохранения, стал учебным пособие по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов. В 2005 году вышло в свет 2-е, переработанное и дополненное издание «Справочника» объемом 854 страницы, тиражом 2000 экземпляров.
В 1995 году в связи с возвращением Ленинграду первоначального названия — Санкт-Петербург, Институт был переименован в САНКТ-ПЕТЕРБУРСГКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ЭКСПЕРТОВ (СПбИУВЭК) и в 1996 году передан в ведение вновь образованного Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В том же году в связи с переходом ректора Института доцента В.И. Вересова на преподавательскую работу, новым ректором, по рекомендации Ученого совета Института, Министерством труда и социального развития Российской Федерации назначается проректор по учебной и научной работе, заведующий кафедрой организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, доктор медицинских наук, профессор Михаил Васильевич Коробов.

Для выполнения задач по определению потребностей инвалидов в мерах реабилитации и разработки индивидуальных программ реабилитации (ИПР) в состав бюро МСЭ дополнительно вводятся специалисты реабилитационного блока: психолог, специалисты по реабилитации и социальной работе.
Произошедшие изменения в организации и методологии медико-социальной экспертизы определили основные направления и приоритеты в подготовке специалистов для новой службы. В этот период профессорско-преподавательским составом Института была проведена большая работа по созданию новых учебных планов и программ, переработке учебно-методической документации для всех циклов подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачей и специалистов учреждений МСЭ, в которых отразились принципы применения критериев оценки степени ограничения различных категорий жизнедеятельности и установления инвалидности, освидетельствования больных детей, определения потребности инвалидов в мерах реабилитации. Для слушателей были переработаны и переизданы руководства по медико-социальной экспертизе, разработаны и изданы методические рекомендации, обзорные информации, учебно-методические пособия, интерпретирующие новые критерии медико-социальной экспертизы при различных заболеваниях, организационные подходы и методические основы разработки ИПР.
С 1996 года в Институте проводятся циклы повышения квалификации для новых специалистов, введённых в состав учреждений МСЭ. В частности, на кафедре организации МСЭ и реабилитации инвалидов были организованы циклы для соответствующих специалистов по основам экспертно-реабилитационной и социально-реабилитационной работы в учреждениях МСЭ; на кафедре социальной психиатрии и психологии – для психологов по основам психологии в МСЭ и реабилитации инвалидов.
В связи с передачей экспертизы детского населения из учреждений здравоохранения в бюро МСЭ в Институте была начата подготовка педиатров по вопросам медико-социальной экспертизе. Позднее, в 1998 году, был создан самостоятельный курс МСЭ и реабилитации детей-инвалидов, преобразованный в 2005 году в кафедру с соответствующим названием.
Значительно увеличивается число выездных циклов повышения квалификации специалистов учреждений МСЭ, в том числе по применению новых критериев медико-социальной экспертизы. В эти же годы в Институте стали регулярно проводиться циклы повышения квалификации старших медицинских сестер учреждений МСЭ.
Благодаря проведенной Институтом работе, врачи и специалисты вновь созданной службы МСЭ сумели в короткие сроки перейти на новые критерии установления инвалидности и тем самым внести существенный вклад в дело реабилитации и улучшения положения инвалидов в России.
Важной вехой в развитии Института явилось создание в 1998 году, в соответствии с приказом Минтруда России, Аттестационной комиссии, что способствовало расширению возможностей получения врачебными кадрами учреждений медико-социальной экспертизы соответствующей квалификационной категории.
С переходом Павла Алексеевича Маккавейского на должность заведующего кафедрой ВТЭ при нервных болезнях, в 1984 году ректором Института становится кандидат медицинских наук Вересов Виктор Иванович, опытный клиницист и умелый организатор, ранее работавший в Ленинградском государственном институте усовершенствования врачей (ГИДУВ).
*** Виктор Иванович Вересов (24.04.1936 – 04.05.2016) после окончания в 1964 году 1-го МЛМ им. И.П. Павлова по специальности «лечебное дело» работал врачом, затем поступил в аспирантуру на кафедре терапии ГИДУВа (1968-1971 гг.). Успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Эффективность лечения хронического гастрита витаминами и арпефеллином» продолжил работу на кафедре ассистентом, а затем доцентом.
В 1984 году В.И. Вересов стал ректором Ленинградского института усовершенствования врачей-экспертов. Будучи ректором института В.И. Вересов много работал над усовершенствованием учебных планов, программ и организации учебного процесса. Осуществлял научно-практические исследования, способствовавшие повышению качества врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации инвалидов. Лично принимал участие в организации и проведении выездных циклов усовершенствования врачей-экспертов в ряде регионов России. В связи с успешным проведением таких циклов приказом министра социальной защиты от 8.12.1995 г. №698/1 ректору В.И. Вересову была объявлена благодарность.
Основные направления научных интересов В.И. Вересова: терапия, гастроэнтерология, санаторно-курортное дело, врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация больных и инвалидов. Он является автором 54 научных работ. Одна из его научных работ: «Научные достижения ЛИУВЭК в области социально-трудовой реабилитации инвалидов и их внедрение в практику врачебно-трудовой экспертизы». Минздравсоцзащиты Узбекской ССР. 1991 г. 210 с.
В связи с достижением пенсионного возраста в 1996 г. продолжил работу в Институте в качестве доцента кафедры усовершенствования МСЭ при внутренних болезнях. Лекции, читаемые слушателям института В.И. Вересовым, отличались хорошим изложением материала, глубоким профессионализмом. Являясь квалифицированным терапевтом, а также специалистом в вопросах МСЭ, успешно сочетал педагогическую работу с врачебной практикой в клиниках Санкт-Петербурга. В 1998 году Вересов И.С. уволился из Института. Награды: орден Почета, нагрудный знак «Отличник здравоохранения», медаль «Ветеран труда», медаль «50 лет победы над Германией в Великой Отечественной войне». ***
После увольнения Войтенко М.Ф. проректором стал к.м.н. Кустов Н.А., ранее работавший на кафедре военно-полевой хирургии Военно-медицинской академии. После этого проректором по учебной и научной работе стал д.м.н., профессор Макаров А.Ю.
В результате в штатном расписании уже было 75 ставок профессорско-преподавательского состава, 53 ставки ученых вспомогательного состава и 53 ставки административно-хозяйственного персонала. С 1984 года основные административно-хозяйственные службы, научная библиотека, кафедра организации ВТЭ и трудоустройства инвалидов, ряд других подразделений Института переезжают в арендованные у Ленинградского НИИ протезирования помещения по адресу: проспект Карла Маркса, дом 11/12, что позволило существенно улучшить условия работы.
В 1985 году к своему 25-летию институт подошел зрелым высшим учебным заведением, пользующимся большим авторитетом среди врачей и специалистов учреждений социальной системы всей нашей страны. В 1985 году в штатном расписании было 75 ставок преподавателей, 53 ставки учебно-вспомогательного и 53 ставки административно-хозяйственного и обслуживающего персонала. Основными направлениями постдипломного образования врачебных кадров в Институте были: врачебно-трудовая экспертиза, медицинские основы протезирования, медико-социальное обслуживание инвалидов и престарелых в домах-интернатах. За 25 лет работы Институтом было подготовлено более 10 тысяч врачей для системы социального обеспечения страны.
В эти годы профессорско-преподавательским составом Института был выполнен большой объем учебно-методической работы: разработано более 400 учебных планов и программ, утвержденных Министерством социального обеспечения РСФСР, более 3300 план-конспектов лекций, планов семинаров, методических разработок к практическим занятиям. Подготовлено большое число учебно-методических документов для программированного обучения, деловых игр, учебной и производственной практики слушателей, тестового контроля их знаний.
Были изданы «Справочник документов по ВТЭ и трудоустройству инвалидов» под редакцией П.А. Маккавейского, руководства «Врачебно-трудовая экспертиза при хирургических болезнях» под редакцией Ф.И. Горелова, Р.Т. Скляренко и А.Г. Горбачева и «Врачебно-трудовая экспертиза при внутренних болезнях под редакцией М.Н. Петрова и З.Д. Шварцмана, отдельные лекции по актуальным вопросам ВТЭ, широко используемые в учебном процессе.
Учебно-производственный план Института увеличился с 650 слушателей в 1975 году до 750 — в 1979 году и, начиная с 1989 года, до 900 слушателей. Подготовкой и повышением квалификации в институте были охвачены практически все врачи, работающие в системе социального обеспечения Российской Федерации.
Ректором ЛИУВЭКа на постоянной основе был назначен доцент Павел Алексеевич Маккавейский, проректором по учебной и научной работе – доктор медицинских наук, профессор Войтенко М.Ф. В штатное расписание Института была введена 31 должность профессорско—преподавательского состава, общий контингент слушателей был определен в количестве 210 человек в год. Уже в 1971 году в Институте были созданы 5 кафедр и 1 доцентский курс: кафедра организации ВТЭ и трудоустройства инвалидов (заведующий кафедрой – профессор Карпов Л.Н.), кафедра ВТЭ при внутренних болезнях (заведующий кафедрой – доцент Тимесков И.С.), кафедра ВТЭ при нервных болезнях (заведующий кафедрой – доцент Маккавейский П.А.), кафедра ВТЭ при хирургических болезнях (заведующий кафедрой – профессор Горелов Ф.И.), кафедра клинической физиологии и методов исследования больных (заведующий кафедрой – профессор Кучерявый Ф.Х.), доцентский курс марксистко-ленинской философии и медицины (руководитель курса – профессор Сержантов В.Ф.).
Сразу было сформировано 5 кафедр:
- кафедра организации ВТЭ и трудового устройства инвалидов;
- кафедра ВТЭ при нервных болезнях;
- кафедра клинической физиологии и методов исследования больных;
- кафедра ВТЭ при внутренних болезнях;
- кафедра ВТЭ при хирургических болезнях.
Учебный отдел института возглавила Верютина Г.Г., имевшая высшее педагогическое образование, хороший характер общения и незаурядные опыт и
способности в организации учебного процесса. В дальнейшем по мере необходимости постепенно увеличивалось число кафедр и специализированных курсов (психиатрия, офтальмология, фтизиатрия и др.); наряду с интернатурой появились возможности обучения больных в клинической ординатуре, аспирантуре, на циклах общего и тематического усовершенствования и на выездных циклах.
С 1971 года стали проводиться циклы повышения квалификации председателей и врачей ВТЭК и с того же года, наряду с врачами ВТЭК Российской Федерации, на обучение в интернатуру Института стали направляться врачи всех республик СССР. Подготовка в интернатуре, а затем и повышение квалификации врачей-экспертов союзных республик Институтом осуществлялась вплоть до 1991 года. По мере необходимости увеличивалось число кафедр и курсов, численность сотрудников Института. Наряду с терапевтами, хирургами и неврологами, предоставляющими основной состав специалистов ВТЭК общего профиля, в Институте начинают проводиться циклы повышения квалификации врачей-экспертов, работающих во ВТЭК специализированного профиля, по специальностям: офтальмология, фтизиатрия, онкология, травматология и ортопедия, психиатрия, профпатология и др.
С организацией новых кафедр и курсов в этот период увеличивается число учебных и клинических баз Института. Одной из основных становится госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны, в котором разместились три основные кафедры Института: кафедра ВТЭ при хирургических болезнях, кафедра ВТЭ при внутренних болезнях и кафедра ВТЭ при нервных болезнях. С 1972 года и по настоящее время действует Ученый совет, осуществляющий общее руководство Институтом. В 1970-е годы вводится ординатура и аспирантура.
В 1973 году с организацией в Институте курса протезирования (руководитель курса – Смирнов Н.В.) началось повышение квалификации по медицинским основам протезирования травматологов-ортопедов медицинских отделов протезно-ортопедических предприятий, находящихся в ведении Министерства социального обеспечения РСФСР. Позднее, в соответствии с приказом Министерства социального обеспечения от 29 сентября 1978 года № 106 «Об организации повышения квалификации врачей домов-интернатов», в том же году в Институте создается специальный курс усовершенствования врачей домов-интернатов (руководитель курса – доцент Беляев В.П.), в дальнейшем преобразованный в кафедру. Помимо повышения квалификации психиатров и терапевтов домов-интернатов, с 1994 году стала проводиться их подготовка в интернатуре.
В рамках плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства социального обеспечения РСФСР во второй половине 70-х годов профессорско-преподавательским составом Института выполняются научно-исследовательские работы в области эпидемиологии и статистики инвалидности, организации и методологии врачебно-трудовой экспертизы, социально-трудовой реабилитации инвалидов и т.п. Более 50 методических рекомендаций и 68 обзорных и экспресс-информаций, в которых были отражены результаты научных исследований сотрудников Института, утвержденных Министерством социального обеспечения РСФСР, нашли широкое применение как в учебном процессе, так и в работе специалистов врачебно-трудовых экспертных комиссий.
Инициатором создания Института был директор Ленинградского НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЛИЭТИН) кандидат медицинских наук, доцент Маккавейский Павел Алексеевич. Он стал ректором ИСВЭ, затем ректором ЛИЭВЭКа и оставался на этом посту до 1984 года.

Будучи студентом медицинского института в Ленинграде, после третьего курса он ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен, после демобилизации работал фельдшером, впоследствии окончил медицинский институт, защитил кандидатскую диссертацию, затем возглавил клинику родного Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. С 1956 года руководил Ленинградским научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, а в 1960 году выступил организатором создания Института специализации врачей-экспертов, руководил его реорганизацией в 1971 году в Ленинградский институт усовершенствования врачей-экспертов и возглавлял этот институт до середины восьмидесятых годов. Собранная П. А. Маккавейским команда единомышленников создавала первые кафедры и курсы института, первые учебные планы и лекции, первые разработки практических занятий, первые направления обучения специалистов и научной деятельности института. Большим научно-педагогическим наследием Маккавейского явилась основанная по его инициативе система подготовки врачей учреждений соцзащиты. Формирование этой системы началось с постановления Министерства социального обеспечения РСФСР от 13.07.1978 года № I-396-20.
В течение четверти века П. А. Маккавейский представлял Россию в Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), был председателем Исследовательской группы по вопросам реабилитации МАСО. Он организовал разработку и способствовал внедрению в России основных принципов реабилитации инвалидов в соответствии с международными требованиями. П. А. Маккавейский – автор более 250 научных работ, в том числе первых учебных и справочных пособий для специалистов, среди которых наиболее известные: «Врачебно-трудовая экспертиза» (1968), «Организация работы ВТЭК» (1981), «Справочник документов по ВТЭ и трудоустройству инвалидов» (1981), «Современные проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов» (1985), «Очерки истории создания ИСВЭ – ЛИУВЭКа – СПбИУВЭКа и разработки системы подготовки врачей для социального обеспечения» (2010). ***
Проректором по учебной работе был назначен кандидат медицинских наук, доцент Тимесков Иван Степанович. Подготовка врачей-экспертов в Институте предусматривала годичную специализацию по врачебно-трудовой экспертизе при внутренних, нервных и хирургических болезнях. В октябре 1960 года был проведен первый сбор набор слушателей в количестве 86 человек, в том числе терапевтов-экспертов – 37, хирургов-экспертов – 24 и неврологов-экспертов – 25 человек.
Подготовка к открытию Института проходила в сложных условиях, так как учебных заведений подобного профиля в нашей стране не было. В короткие сроки с августа по октябрь 1960 года – предстояло разработать учебные планы и программы, подготовить необходимую материально-техническую базу и условия для размещения слушателей, укомплектовать профессорско-преподавательский состав, создать необходимый фонд учебной литературы и других учебно-наглядных пособий.
Коллективными усилиями сотрудников ЛИЭТИНа при активном участии таких педагогов, крупных ученых и специалистов в области врачебно-трудовой экспертизы, как профессоров — Хвилицкая М.И., Косинская Н.С., Борзунова А.С., Лихницкая И.И., Зимкина А.М., Сельков Е.А. Шапиро Г.Л., Сверлов В.С., Садофьев А.И., Морозовай Е.Н., старших научных сотрудников — Магарил М.Ю., Талицкий В.Н., Серпокрыл Н.В., Соболева А.В., Спивак Ф.Н., Куценко-Скопина Р.Г., Улитина А.И., а также ученых и клиницистов, работавших в других учебных и научных учреждениях города – профессоров Колесникова И.С., Мясищева В.Н., Путова Н.В., Давиденкова С.Н., трудности, связанные с отсутствием опыта организации учебного процесса для циклов специализации в области врачебно-трудовой экспертизы, были преодолены.
Всего было приглашено более 100 преподавателей, в том числе 16 профессоров, 26 доцентов и старших научных сотрудников, 25 кандидатов медицинских наук. Их участие в педагогическом процессе обеспечило развитие научных исследований в области организации и методологии врачебно-трудовой экспертизы и внедрение их в учебную практику Института.
Прием слушателей в Институт осуществлялся по направлению Министерства социального обеспечения РСФСР. В первые годы это были, главным образом, врачи, имевшие определенный стаж работы во ВТЭК или в других медицинских учреждениях и организациях. После окончания обучения основная часть из них направлялась на работу в высшие ВТЭК областных, краевых отделов и министерств социального обеспечения АССР. В дальнейшем, с организацией в стране интернатуры, на специализацию в институт стали приниматься преимущественно выпускники медицинских институтов.
С самого начала работы Института, учитывая многогранность врачебно-трудовой экспертизы как специальной отрасли научной и практической деятельности, было заложен комплексный подход в подготовке врачей-экспертов. Учебными программами было предусмотрено преподавание, наряду с основной клинической дисциплиной, вопросов законодательства о социальном обеспечении, организации и методологии ВТЭ, организации трудоустройства инвалидов, функциональной диагностики, физиологии и гигиены труда и других дисциплин. Такой подход в организации учебного процесса в Институте полностью себя оправдал и сохранился по настоящее время.
Институт разместился в здании ЛИЭТИНа по адресу: улица Смольного, дом 4. Клиника ЛИЭТИНа, ого оснащенные кабинеты и лаборатории, специализированные и общие ВТЭК Ленинграда стали главными учебными базами Института. В качестве дополнительных учебных баз широко использовались учебные и научно-исследовательские институты, в частности Военно-Медицинская академия им С.М. Кирова, ГИДУВ, ЛСГМИ, НИИ протезирования., Психоневрологический институт им В.М. Бехтерева, 1 ЛМИ им. академика И.П. Павлова, НИИ травматологии, а также лечебно-профилактические учреждения, дома инвалидов, психоневрологические интернаты, промышленные предприятия и т.п.
Первые годы слушатели размещались в общежитии Ленинградского индустриально-протезного техникума. В 1967 году было открыто общежитие института по адресу: Тверская улица, дом 25, которое по настоящее время принимает на проживание слушателей института.
С позиций сегодняшнего дня основные показатели учебной деятельности ИСВЭ были довольно скромными. Всего за 10 лет (1960 – 1970 годы) в нем было подготовлено около 700 врачей-экспертов. Однако для дальнейшего развития службы ВТЭ России, в которой подавляющее число врачей было совместителями, это имело существенное значение. Так, если в 1962 году во всех врачебно-трудовых экспертных комиссиях РСФСР на основной работе работало только 11,2 % врачей, то на 1 января 1970 года их было 33,4 %. Таким образом, менее чем за 10 лет произошло трехкратное увеличение числа врачей, работавших на основной работе во ВТЭК РСФСР. Немалая заслуга в укомплектовании ВТЭК постоянными и квалифицированными врачебными кадрами в эти годы принадлежала ИСВЭ.
Вместе с тем, в связи с дальнейшим развитием и специализацией службы ВТЭ, повышением требований к качеству экспертизы и вопросам трудоустройства инвалидов, в конце 60-х — начале 70-х годов стала очевидной необходимость не только в специализации, но и в постоянном повышении квалификации врачебных кадров, работающих во ВТЭК. Учитывая это, в 1971 году ИСВЭ был реорганизован в Ленинградский институт усовершенствования врачей-экспертов.
Создание новых кафедр, обретение клинических баз, организация учебно-методической, научно-исследовательской, клинико-диагностической работы, значительное расширение сферы взаимодействия с врачебно-трудовыми экспертными комиссиями потребовало больших усилий и организационных мероприятий. ЛИУВЭК полонялся новыми кадрами – опытными клиницистами, которым предстояло овладеть знаниями в области теории и практики ВТЭ. Большую роль в этом направлении сыграл ректор Института, доцент Павел Алексеевич Маккавейский. На его лекциях и семинарах, посвященных методике ВТЭ, учились и совершенствовались все преподаватели. Проходили яркие педагогические семинары проректора по учебной и методической работе, профессора М.Ф. Войтенко, лекции профессора Л.М. Карпова, доцента А.И. Улитиной, старшего преподавателя М.Б. Кадыскина, доцента А.М. Кузнецова, посвященные вопросам учебно-методической и научно-исследовательской работы, лекторского мастерства, экспертизы временной нетрудоспособности, общим основам экспертизы постоянной или длительной утраты трудоспособности, организации работы ВТЭК, основам трудоустройства инвалидов, установлению степени утраты трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с работой, для определения размера возмещения причиненного ущерба, организационно-правовым формам и видам материального обеспечения инвалидов.
Многие сотрудники ИСВЭ были приглашены на работу в ЛИУВЭК. Это позволило продолжить и приумножить традиции ИСВЭ, сохранить основные принципы и обеспечить преемственность преподавания врачебно-трудовой экспертизы.