Условия профессиональной деятельности наших выпускников, их строго индивидуальный подход к освидетельствуемым, нестандартность сочетания функциональных нарушений, необходимость оперативного принятия решений по логистике исследований, исключительное требование к качеству результата для дальнейшего вынесения решения в условиях медико-социальной экспертизы, требуют значительного практического опыта от врача-специалиста и не допускают эмоционального выгорания. Стратегия профессионального развития в данных условиях крайне затруднительна без социально-педагогических инноваций.
На базе ФИОП Института дополнительного профессионального образования ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А.Альбрехта разрабатывается, внедряется и поддерживается новая форма социально-педагогической работы и профессионального развития наших выпускников, сочетающая в себе две разные модели – наставничество и нетворкинг.
Принимая за основу потребность в неформальной передаче знаний, социального капитала, психологической поддержки после получения образовательной услуги, как значимые элементы для профессионального развития и успешной профессиональной деятельности, мы предпринимаем действия по формированию системной, не определенной по времени пролонгированной коммуникации между лицами имеющих больший опыт и знания и лицами, испытывающими в них потребность, на основе добровольности этих отношений, их доверительности и стратегии безвозмездной взаимопомощи.
Эта форма работы предполагает некоторые особенности в построении самого процесса.
- Формируются малые по количеству слушателей группы (от 3 до 5 человек), что позволяет не только максимально персонифицированно выстроить педагогический процесс, но и психологически облегчает процесс общения между обучающимися во время обучения, а значит – более глубоко знакомиться между собой, вводить новые знакомства в персональный круг общения.
- Формируемые группы должны быть максимально разнообразны – в приоритете группы обучающихся, имеющие по одному представителю от каждого учреждения, реализующего медико-социальную экспертизу в Российской Федерации.
- Высокое значение придается времени после завершения учебных занятий. Оно рассматривается как основное время неформального общения и формирования новых социальных связей.
- Особенность реализации образования констатирует, что для освоения образовательных программ приезжают большей частью состоявшиеся врачи-специалисты, имеющие опыт профессиональной деятельности. Передача этого опыта между обучающимися в рамках неформального общения – также элемент социально-педагогической инновации. Ориентируясь на лучшие стороны международной практики при функционировании колледжей-общежитий и студенческих братств и концептуальные цели их создания, совпадающие с проблемами реализуемой социально-педагогической инновации, в Курске функционирует Дом врача-эксперта. Это не только потенциальное место для проживания наших слушателей, имеющее сочетание низкой стоимости проживания и достойного комфорта, но и основная площадка для неформального общения, в том числе – с лицами, реализующими педагогический процесс.
- Создана и функционирует социальная сеть на основе одного из мессенджеров, поддерживаемая Институтом ДПО ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, участниками которой становятся врачи-эксперты прошедшие обучение на базе ФИОП Института ДПО ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, получая оперативную поддержку по вопросам профессиональной деятельности, медицинского права, законодательных инициатив и нововведений в области медико-социальной экспертизы и инструментальной верификации функциональных нарушений.